Посетили вчера с Анной Сергеевной, пожалуй, самое обсуждаемое (и осуждаемое) отечественное кино последних недель.
Честно говоря, я думал, что будет хуже. Нет, операторская работа очень хороша. А вот с режиссёрской гораздо хуже. Андрей Кравчук снял иллюстрацию к школьному учебнику по истории, в которой задействовал немало известных актёров, в том числе и молодых.
Из "старичков" отмечу Александра Домогарова в роли Милорадовича, Виталия Кищенко, сыгравшего Александра I и Сергея Колтакова, изобразившего сенатора Мордвинова.
Что касается молодых, то Леонид Бичевин в роли декабриста Сергея Муравьева-Апостола – мимо. Как по типажу деревенского дурачка (он раздражал этим еще в "Хождении по мукам" 2017 года, где изображал Ивана Телегина), так и по актёрской игре. Говорю о нем развернуто потому, что его персонаж является как бы главным действующем лицом фильма. Как бы, потому, что есть немало других действующих лиц.
Похождения Муравьева-Апостола показаны хаотично и разрозненно по времени. То нам показывают, как он во главе Черниговского полка убивает на маневрах сначала Александра I, а затем его брата Николая (это грезы заговорщиков), затем он изъясняется в любви некоей Анне – в этой роли задействована свежая жена главного продюсера кино Константина Эрнста, то он мечется между бунтующими в 1820 году семеновцами, то в 1814 году бегает с ящиком шампанского, добиваясь от царя, чтобы он с ним выпил по поводу взятия Парижа. И так далее.
Нелинейное построение ленты с другой стороны позволяет сглаживать неумение режиссера-постановщика выстраивать полноценные актерские сцены, спасая от тоскливых длиннот.
Вторая часть "Союза", где показано само восстание, куда более динамична – скачут в атаку конногвардейцы, стреляют бунтующие, бьют картечью пушки. Красивая картинка.
Пафос же авторов фильма в том, что жили-были декабристы, сытно пили, вкусно ели, да вдруг восстали на помазанника Божия. А тот, в лице Николая I долго колебался – надо ли убивать пусть и бунтарей, но своих же? И решил, что надо, поскольку силу простят, а слабость никогда!
В конце фильма даже написали, что помимо пяти повешенных главных декабристов в царствование Николая Палыча никого больше не казнили. Добрый был.
При этом авторы забыли показать, что на самом деле, при расстреле из пушек на Сенатской площади потери собственно, бунтарей составили 282 человека. А все остальные это простой народ, собравшийся поглазеть на зрелище: 903 мужчины, 150 детей и 79 женщин. Почти сопоставимо с Ходынкой, после которого Николая II стали называть "Кровавым".
Journal information