Сергей Варшавчик (warsh) wrote,
Сергей Варшавчик
warsh

Category:

Русский Парнас


(с) warsh

Он же Остафьево — бывшая городская усадьба Вяземских-Шереметевых в подмосковном селе Остафьево.

Двенадцать лет — с 1804 по 1815 год — в Остафьеве жил и работал Николай Михайлович Карамзин, женатый на старшей дочери Андрея Вяземского. Для него был построен отдельный флигель, где были написаны первые восемь томов «Истории государства Российского». Перед домом растут два «карамзинских дуба», посаженные во второй половине XIX века.

(с) warsh

Усадьба Остафьево была построена на рубеже XVIII—XIX веков князем Андреем Вяземским предположительно по проекту зодчего Ивана Старова. На участке был возведён двухэтажный дворец с двумя флигелями в стиле классицизма, соединённые открытой колоннадной галереей. Главным элементом фасада усадебного дома является шестиколонный портик коринфского ордера, который завершается треугольным фронтоном. Он также был украшен бельведером, который позднее разобрали (воссоздан в 2012 году). При постройке комплекса был также разбит пруд и липовая аллея. Каждое поколение владельцев дома вносило незначительные изменения в планировку, в целом она оставалась неизменной до середины 50-х годов XX века, когда здание капитально перестроили. В настоящее время комплекс музея состоит из главного дома с двумя флигелями и парком площадью 21 га с хвойной и берёзовой рощью, липовой аллеей и прудом.

(с) warsh

Место, где сейчас находится усадьба Остафьево, впервые упоминается в 1340 году в духовной грамоте Ивана Калиты. В XVII веке село носило название «Климово, Нечаево тож». В то время данные земли принадлежали Прокопию Ляпунову, который и основал усадьбу. Во второй половине XVII века её владельцем был князь Николай Львов и его наследники, в начале XVIII века — граф Петр Апраксин, затем — князь Яков Алексеевич Голицын.

В 1751 году имение выкупил купец Козьма Матвеевич Матвеев. На рубеже 1750—1760-х годов он отстраивал Остафьево, созданный им ансамбль строений определил главные черты пространственной структуры композиции будущей усадьбы, которая была перестроена следующим владельцем Андреем Вяземским. Он снёс все старые постройки и на месте каменного дома построил дворец с флигелями.

(с) warsh

Усадьба вошла в историю русской аэронавтики: 2 октября 1803 года на её территории приземлились Прасковья Юрьевна Гагарина — первая русская женщина, совершившая полет на воздушном шаре, и Андре Жак Гарнерен. Остатки шара после полета долгое время хранились в Остафьево.

(с) warsh

"Остафьево достопамятно для моего сердца: мы там наслаждались всею приятностию жизни, немало и грустили; там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвящённые семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства, в тишине страстей мятежных", - писал Николай Карамзин.

(с) warsh

Он жил и работал на втором этаже.

(с) warsh

В 1811 году Карамзин написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора. Своей задачей он ставил доказательство того, что никаких преобразований проводить в стране не нужно. «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории.

В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Незаконченный 12-й том был издан после его смерти.

(с) warsh

Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге. По преданию, смерть его стала следствием простуды, полученной 14 декабря 1825 года, когда он воочию наблюдал события на Сенатской площади. Похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры

(с) warsh

Комната для служанок. За таким затейливым складным столом они штопали одежду или что-то шили.

(с) warsh

В апреле 1807 года после смерти Андрея Вяземского владельцем имения стал его сын Петр Вяземский, при нём Остафьево стало одним из символов культурной жизни России. Он был поэтом и другом Александра Пушкина.

(с) warsh

Петр Вяземский посвятил родной усадьбе множество стихотворений, среди которых «Деревня» (1817), «Родительский дом» (1830), «Сельская церковь» (1856), «Приветствую тебя, в минувшем молодея…» (1857), «Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом…» (1863).

(с) warsh

В его доме проходили собрания литературного общества «Арзамас», членами которого были Александр Пушкин, Константин Батюшков, Денис Давыдов и многие другие литераторы и общественные деятели.

(с) warsh

Любил князь коротать досуг и за картами. Но ему не везло. Он проиграл в общей сложности 500 тысяч рублей - 20 таких имений, как Остафьево.

(с) warsh

В память о Пушкине Вяземский сохранил вещи друга: простреленный Дантесом жилет, перчатку, трость, букет под стеклянным колпаком, собранный им в Остафьево. На фото - два шкапа, в которых он хранил гравюры, привезенные из-за границы и минералы.

(с) warsh

Неоднократно посещал усадьбу Александр Грибоедов: играл на сцене домашнего театра Вяземских, читал «Горе от ума».

(с) warsh

В 1849 году Остафьево посетил Николай Гоголь и с удовольствием сидел в этом кресле.

(с) warsh

В 1865-м усадьба перешла сыну Петра Вяземского — Павлу, который также был литератором. Князь коллекционировал собрания живописи, графики, прикладного искусства. Он обставил в средневековом вкусе Готический зал усадьбы, где были выставлены «ранние доски» — картины средневековых немецких художников, привезённые им из Германии. Основная часть художественного собрания Вяземского в настоящее время принадлежит московскому Пушкинскому музею.

(с) warsh

После смерти князя в 1888 году имение унаследовал его сын Петр, который жил в Петербурге и практически не приезжал в Остафьево. Через десять лет он продал усадьбу мужу своей сестры Екатерины Павловны — графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву. Шереметев стремился сохранить для потомков дворянскую культуру. В 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, он превратил усадьбу в общедоступный пушкинский музей. В 1911 году по проекту Николая Панова Сергей Шереметев установил в парке памятник Николаю Карамзину, а в 1913 году — Александру Пушкину, Петру Вяземскому, Василию Жуковскому и Павлу Вяземскому.

(с) warsh

Памятник Карамзину авторства Николая Захаровича Панова, установили к 100-летию его меморандума «Записка о древней и новой России». На пьедестале установлена бронзовая композиция из свитка и чернильницы с пером и семи томов «Истории государства Российского». На лицевой грани изображён портрет историка, на задней — строки из письма Карамзина Николаю Кривцову.

(с) warsh

Памятник поэту и владельцу усадьбы был открыт Сергеем Дмитриевичем Шереметевым в 1913 году.

(с) warsh

Бронзовый бюст выполнен с портрета князя, созданного супругой принца Ольденбурского Терезией.

(с) warsh

Памятник был отлит под руководством Николая Захаровича Панова в мастерской Гвидо Нелли, на боковых гранях основания выбиты строки из стихотворения «Остафьево» Петра Андреевича.

(с) warsh

В усадьбе более 60 комнат.

(с) warsh

Библиотека Андрея Вяземского содержала богатейшее собрание книг в кожаных переплётах XVIII века по разным отраслям знания, произведения Руссо, Вольтера и других популярных авторов, а также книги, принадлежавшие его отцу, Ивану Андреевичу Вяземскому и деду по линии матери, князю Долгорукому. Библиотека Петра Андреевича Вяземского насчитывала 5 тыс. томов сочинений поэтов и писателей пушкинской поры, большое количество журналов и альманахов, которые хранились в шкафах с витринами.

(с) warsh

В библиотеке Павла Петровича Вяземского, где устраивались домашние спектакли, были собраны книжные раритеты: инкунабулы, альдины, эльзевиры, рукописи жития XVI—XVIII веков. В ней также хранилось 10 тысяч гравюр второй половины XV — начала XVI века с религиозными сюжетами и гравюры XVIII века. Библиотека князя была обставлена высокими шкафами из красного дерева со шкафчиками внизу, стены украшали портреты государей, учёных и деятелей французской революции.

(с) warsh

В Большой столовой стояли два монастырских шкафа XVII века с фигурами Богоматери и святых и сценами из Священного Писания. С ними сочетались старонемецкие стулья, канделябры и стены, увешанные оружием разных народов. На шкафах хранились изделия из фарфора, хрустальные стаканы с росписью XVIII века, посуда из фаянса и глины ручной работы. Столовую украшала коллекция художественного металла, состоящая из двух медных блюд 1573 года с чеканным изображением Адама и Евы, подноса 1660 года, ступки 1695 года, персидских павлинов, самоваров, а также серебряных кубков и кружек начала XVIII века.

(с) warsh

После октября 1917 усадьба была национализирована, но музей сохранили, его директором и хранителем стал граф Павел Шереметев. В марте 1918 года на музей была выдана охранная грамота тогдашним наркомом просвещения Анатолием Луначарским. 23 марта 1923 года усадьбу Остафьево признали неприкосновенным памятником «садово-парковой культуры Музейно-академического значения». В 1927-м за дворянское происхождение Павла Шереметева сняли с должности заведующего музеем, до 1929 года он проживал с семьёй в Остафьево, затем был выселен.

6 марта 1930 года музей был ликвидирован, в результате чего большинство произведений искусства и Остафьевский архив, который издавался с XIX века, были распределены по различным музеям и частично распроданы. Неизданные документы из Остафьевского архива находятся в распоряжении Российской национальной библиотеки в Петербурге.

После ликвидации музея усадьба переходила в ведомство различных учреждений: во время Великой Отечественной войны в усадьбе работал военный госпиталь, а с 1947 года был организован дом отдыха Совета министров СССР. В разное время в усадьбе останавливались и работали писатели Илья Ильф, Евгений Петров, Самуил Маршак.

(с) warsh

В 1950-е годы облик усадьбы подвергся значительным изменениям: была полностью обновлена планировка дома, пристроена каменная балюстрада, застеклены колоннады, утрачены многие оригинальные детали композиции остафьевского парка.

5 декабря 1988 года усадьба Вяземских—Шереметевых вновь приобрела статус музея. Для музеефикации и воссоздания интерьеров дома работал фонд воспроизведений усадебных предметов, письменных и изобразительных материалов по истории усадьбы, хранящихся в других музеях и архивах. В феврале 1995 года указом президента России музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» была включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, а в 1996 году зарегистрирована во Всероссийском реестре музеев.

(с) warsh

Эта милая девушка - наш экскурсовод.

(с) warsh

Отрадно, что вновь наступили времена, когда в усадьбах - музеи, а не дома отдыха для вип-персон.

(с) warsh
Tags: дореволюционная Россия, есть женщины в разных селеньях, особняк, профессии бывают разные, скульптура, фоторепортаж
Subscribe

Posts from This Journal “фоторепортаж” Tag

promo warsh september 8, 2012 14:52 35
Buy for 500 tokens
    (с) warsh Посетить Париж и не побывать на Эйфелевой башне, это всё равно, что познакомиться с девушкой и... не потанцевать с ней.     (с) Анна Варшавчик Ничего удивительного, что встреча со всемирной достопримечательностью окрылила меня.     (с) warsh…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments