(с) Сергей Варшавчик
Родная тётя моей жены, младшая сестра Екатерины Андреевны Сороковой, очень интересного человека.
Родилась на Смоленщине в 1932 году в многодетной крестьянской семье, всю жизнь трудилась на селе. Теперь, будучи на пенсии, бывает на малой родине наездами, в основном, летом, а постоянно живёт в Москве (здоровье уже не то).
Помнит, как немцы заняли осенью 1941 года ее деревню (в которой у нас с женой сейчас дача). Захватчики жили в каждой избе по нескольку человек.
Над местными не издевались, но когда наши выбросили зимой парашютистов в ходе Вяземской воздушно-десантной операции (январь - февраль 1942 года), нацисты активно стреляли по десантникам, спускавшимся с небес. Лидия Андреевна на всю жизнь запомнила убитого молодого парня, который лежал на улице, а над ним - толпа немцев. Вели они и борьбу и с местными партизанами, которые нередко нападали на размещенный в селе гарнизон (дальше, в окрестные села, где был партизанский край, гитлеровцы боялись соваться).
В 1943-м деревню освободили, причем произошло это как-то обыденно - туда вступили передовые части Красной армии, которые торопились на Запад бить врага. Много лет спустя на огороде дома, где мы тогда жили летом, жена нашла неразорвавшийся артиллерийский снаряд. Эхо войны. Его потом забрали сапёры.
В общем, детство у Лидии Андреевны было нелегким и закончилось, я думаю, в 1941-м...
Journal information